Тымовские новости

Тюльпановые вертолеты на кристаллической стеле

Сахалинская область — регион небедный. А чем больше денег, тем больше соблазнов приобрести в областную или городскую собственность чего-нибудь эдакого: большого, дорогого, высокотехнологичного. Мегаферму, партию доильных роботов или электрических автобусов. Большинство приобретений местных властей сегодня проходит достаточно гладко (да и в перспективе они по идее достаточно полезны), но некоторые из них, куда от этого деться, вызывали и вызывают настоящую бурю общественного негодования. ИА Sakh.com собрал несколько самых интересных лотов, которые породили оживленные и даже ожесточенные дискуссии, проследил их судьбу и узнал, в каком состоянии они находятся сегодня.
Гранитный факт регионального масштаба
Год строительства: 2011
Стоимость возведения: 25,4 миллиона рублей
Текущее состояние: стоит на перекрестке улиц Ленина и Пуркаева Южно-Сахалинска, все такая же пятнистая, ограждение облупленное
Информация о лоте: 30-метровая гранитная стела, украшенная мозаичными изображениями гербов муниципальных образований Сахалинской области и России — двуглавым орлом с размахом крыльев в 3,5 метра.
Авторитетное мнение: "Стела лучше и симпатичнее, чем физиономия губернатора на рекламных щитах" — губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин (2011 год)
О строительстве стелы в Южно-Сахалинске задумывался еще предшественник Александра Хорошавина Иван Малахов. Но всерьез озаботились возведением памятника, который бы мог символизировать единство всего островного региона, лишь в конце 2009 года. Установка монумента должна была стать завершающим аккордом масштабной реконструкции улицы Пуркаева.
И вот уже летом 2010 о стеле заговорили всерьез — была названа даже примерная стоимость в 40-50 миллионов рублей. Позднее бюджетные аппетиты поумерили, но от проекта не отказались: в октябре был объявлен конкурс на возведение стелы за 26,7 миллиона рублей, а в ноябре компания "Дельта Индустрия" стала обладателем контракта на строительство (снизив начальную цену на 1,3 миллиона рублей).
Решение о строительстве стелы стало не только поводом для многочисленных и не всегда пристойных шуток на просторах сахалинского Интернета, но и спусковым крючком недовольства островитян неэффективным расходованием бюджетных средств: 21 ноября на площади Победы состоялся сбор подписей против расточительной бюджетной политики, 28 ноября около 200 человек пришли туда на митинг, еще два народных собрания под лозунгами "Эта власть перестала считаться с народом" прошли в областном центре 18 декабря. В январе 2011 в "стельный" конфликт вмешалась прокуратура, признавшая стройку незаконной.
Впрочем, останавливать возведение не стали — уже 22 октября гнездо на стеле свил двуглавый орел. Афтершоками борьбы с непонятными простым людям бюджетными тратами стал еще один всплеск народного недовольства, который пришелся на осень 2011: губернатора спрашивали, зачем вообще нужна эта стела, пытались проводить референдум с вопросом о демонтаже памятника (тут как раз очередной перевод часов подоспел, который людей отнюдь не радовал). Но, как оказалось, все было бесполезно — гранитное сооружение высотой в 30 с лишним метров до сих пор на месте. В отдалении стела вроде бы и ничего, но присматриваться не стоит.
Неограненный алмаз спортивного строительства
Год строительства: 2013
Стоимость возведения: более 2 миллиардов рублей (по неофициальным данным, ближе к 5 миллиардам)
Текущее состояние: существует и даже надеется обзавестись второй ледовой площадкой
Информация о лоте: универсальный спортивно-культурно-концертно-выставочный центр, способный только на основных трибунах вместить порядка 1,5 тысячи человек. В "Кристалле" действуют шесть отделений: хоккей, фигурное катание, тяжелая атлетика, бокс, спортивная гимнастика и танцевальный спорт. Учреждение посещают более 700 детей, ледовый дворец является соревновательной базой для профессиональных хоккейной и баскетбольных команд ПСК "Сахалин", местом проведения концертов, выставок и соревнований по фигурному катанию, хоккею и другим видам спорта, местом романтических свиданий, катаний на роликах и даже собачьих выставок.
Авторитетное мнение: "Это правильное направление, мы должны обеспечить нашим детям спортивное будущее, и я рад, что такие дворцы спорта строят не только в столице, но и в самых отдаленных регионах" — трехкратный олимпийский чемпион, председатель федерации хоккея России, депутат госдумы V и VI созыва Владислав Третьяк
Возведение в областном центре ледового дворца уже на самом старте "публичной части" стало проектом скандальным. Пожалуй, даже самым скандальным в сахалинской истории — до этого, кажется, ни один объект такого общественного резонанса не вызывал, замгубернаторов, министров и федеральных ведомства лбами не сталкивал, митинги на площадях не собирал.
Кривотолки начались уже в марте 2008 года, когда губернатор Александр Хорошавин всерьез обсудил проект будущей стройки (тогда еще всего за 600 миллионов рублей). К концу года начались более-менее серьезные дискуссии. В начале 2009, когда будущее строение только-только начало обретать ясные контуры, в сахалинском Интернете начались бурные обсуждения проекта, инициаторами которых стали островные экологи. Основной претензией борцов со строительством стала угроза существованию краснокнижной аралии, вырубка большого количества здорового леса и высокая стоимость проекта — активисты даже сравнили стоимость похожих объектов в России и посчитали, скольких кубометров чистого воздуха из-за дворца спорта лишатся жители южной части областного центра.
В декабре 2009 года экологи и областные власти встретились лицом к лицу и приступили к долгим и неплодотворным спорам о месте дворца в Южно-Сахалинске: первые категорически протестовали против вырубки леса и утверждали, что дворцу найдется куда более подходящее место, вторые — не хотели впустую тратить "проектные миллионы".
Аралия там или не аралия, но строить надо — в январе 2010 года подряд на возведение спортивного объекта заполучила компания "Сфера". И тут завертелось — к экологам, которые сокрушались из-за аралии и леса, присоединились простые сахалинцы, которых возмущала астрономическая стоимость и даже областное управление Федеральной антимонопольной службы. В Южно-Сахалинске прошел митинг, минстрой сцепился с УФАС в суде, экологи горько констатировали — большей части аралии уже нет... А стройка, несмотря на все неурядицы, шла и останавливаться не собиралась. И благополучно завершилась весной 2013 года — торжественным открытием с участием звезд российского олимпийского движения и сахалинского властного аппарата.
Сегодня "Кристалл" — один из "центров притяжения" в Южно-Сахалинске. На ледовой площадке комплекса за трофеи бьются баскетболисты, хоккеисты и фигуристы, под его сводами не хватает места для всех желаемых секций, а в мечтах у руководства уже зреет вторая ледовая площадка. И не просто так: площадей во дворце серьезно не хватает — не то что под доп.секции, но и под основные занятия на льду. Как киноконцертный зал его использовать бесполезно (акустика никакая), для соревнований высокого уровня не хватает зрительских посадочных мест...
Сияние чистого "Полариса"
Год приобретения в областную собственность: 2013
Стоимость покупки: 140 миллионов рублей (118 — цена самого теплохода, 22 — затраты на перегон по Северному морскому пути из Мурманска)
Текущее состояние: на ремонте
Информация о лоте: пассажирский теплоход 1968 года постройки, способен перевозить 70 пассажиров за один рейс, в паре с судном "Игорь Фархутдинов" обслуживает морские линии связи остров Курильской гряды с большой землей.
Авторитетное мнение: "Прекрасное судно датской постройки пассажировместимостью 70 человек, оно очень нужно для транспортного сообщения с Курилами. И нисколько оно не устарело (износ 17 процентов), было построено для условий Арктики, и "броня" у него получше, чем у "Фархутдинова". И другие такие в мире уже не строятся! За такие деньги мы нигде ничего больше не купим!" — министр транспорта Сахалинской области Владимир Дегтярев (2013 год)
В августе 2013 года на форуме "Острова" губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин признался, что в ближайшее время для Курил будет приобретен второй пассажирский теплоход. Вопрос и правда давно назрел — несчастные жители островов из-за нехватки билетов уже практически штурмовали трапы. К тому же чуть ранее в июле 2013 транспортной доступности восточного форпоста России поднимал сам Владимир Путин. А тут еще, как назло, "старичок" (1991 года постройки) "Игорь Фархутдинов" собрался в ремонт на полтора месяца, и Курилы фактически оказывались в транспортной блокаде. Построить что-то новое, естественно, было невозможно, пришлось искать что-то для затыкания дыр. Самым удобным инструментом для этого тогда как раз оказался "Поларис".
На Сахалин 70-метровое судно прибыло уже 1 ноября. Корабль удостоился восторженных отзывов от прошлых и новых хозяев, похвалился своей историей вроде доставки туристов и голливудских съемочных групп в Арктику и Антарктику и приступил к рутинной работе — в конце ноября отправился в свой первый рейс.
К марту 2014 года в активе нового сахалинского теплохода уже 400 перевезенных пассажиров (за 5 рейсов — т.е. порядка 80 человек за раз). Впрочем, монотонный труд без арктических приключений "Поларис" быстро доконал — уже в марте 2015 года на ремонт судна выделили 41 миллион рублей. Ремонтировать теплоход тогда поручили его же арендатору — ЗАО "Морской компании "Сахалин-Курилы".
Вложенные средства, видимо, дали хороший эффект — до начала июля этого года "Поларис" стабильно (изредка отлучаясь на освидетельствование) радовал островитян своими каютами и палубами. Но сейчас судно на линию не выходит — проблемы с главными двигателем вынудили оператора отправить его "на прикол". Ожидается, что в строй оно вернется не ранее конца июля. А тут, как назло, федеральный форум "Итуруп", про который тоже не мешало бы поговорить отдельно...
Наше дело — туннель
Год строительства: н/д
Стоимость возведения: общая стоимость проекта оценивалась в 1,5 миллиарда рублей, около 17 миллионов было потрачено на перенос коммуникаций из-под дорожного полотна.
Текущее состояние: не существует, но если бы был, оказался бы затоплен грунтовыми водами.
Информация о лоте: транспортная развязка должна была разгрузить улицу Сахалинскую и избавить водителей от пробок, образующихся при закрытом переезде. К несчастью, грандиозный проект первой в Южно-Сахалинске подземной дорожной развязки "утонул" еще на этапе подготовки строительства — в проекте оказалось столько недоработок, что проще было отказаться от него полностью.
Авторитетное мнение: "Этот проект разрабатывался давно, необходимость строительства подземной развязки в нашем городе очевидна. В настоящее время идут последние согласования сметной документации, уже в мае будет определен подрядчик, и начнутся первые подготовительные работы", — вице-мэр Южно-Сахалинска Андрей Ковальчук (2013 год).
О строительстве транспортной развязки на улице Сахалинской областного центра впервые заговорили в январе 2013 года. Строить туннель под переездом предполагалось в рамках программы развития муниципалитета. Планировалось, что работы на улице начнутся уже в мае, но в итоге строительство стартовало в августе. Впрочем, размахнуться дорожники не успели: едва подрядная организация вынесла из-под дороги коммуникации (на что успела потратить 17 миллионов рублей), оказалось, что в проекте не был учтен высокий уровень грунтовых вод. Они оказались выше "проектных" аж на 2,5 метра. Для переделки и смены конструктивных решений, признали в администрации города, потребуется слишком много ресурсов и от идеи решили полностью отказаться. Зато обещали расширить дорожное полотно — сегодня автомобили по Сахалинской здесь едут в 4,5 ряда (разметки здесь нет уже, кажется, год) и оборудовать переезд специальным резиновым покрытием.
— Подъездные участки к железной дороге будут выровнены, резких перепадов уже не будет. Непосредственно на переезде проезжую часть снабдят резиновым покрытием для мягкости проезда, — рассказывают в городском "Управлении капитального строительства".
Тем временем, своего воплощения в бетон и металл на Сахалине ждет еще одна развязка: строительство "пляжного отворота" на Аниву с федеральной трассы Южно-Сахалинск — Холмск в августе прошлого года анонсировал губернатор области Олег Кожемяко. В ходе поездки с главой Росавтодора Романом Старовойтом руководитель региона заметил: "Здесь очень интенсивное движение, особенно в теплое время года. По выходным дням на этом направлении возникают большие пробки. Проблему надо решать". Работы по реконструкции этого участка и строительству развязки планируют начать в 2017 году.
Прилетел губернатор сразу в двух вертолетах
Год поставки на Сахалин: 2015 и 2016
Стоимость приобретения: 980 миллионов рублей
Текущее состояние: один вертолет базируется в Южно-Сахалинске, другой в Смирных. Винтокрылые машины находятся на балансе авиабазы регионального минлесхоза.
Информация о лоте: два пассажирских вертолета Ми-8 приобретены областным правительством для решения транспортных проблем на островах, а также решения оперативных задач по лесо и рыбоохране, выполнению санитарных рейсов и спасательных операций. Приобретение вертолетов сопровождалось скандалами: правительство области, в частности, обвиняли в приобретении машин с роскошной отделкой и другими "излишествами" для собственных транспортных нужд.
Авторитетное мнение: "Сегодня на Сахалине имеется авиация УФСБ, однако привлекать ее для спасения людей крайне проблематично: требуется множество согласований. Четыре вертолета из пяти, принадлежащих "Авиашельфу", постоянно находятся на севере, обеспечивая безопасность шельфовых проектов. Пятый вертолет летает в коммерческих и иных целях, его часто нет на месте. Вертолет МЧС, в этом году поступивший к нам в распоряжение, тоже не может быть единственным, так как часто используется как санавицаия. Только за последние два месяца он совершил 6 санрейсов. Представьте: в Охотском оторвало лед, а наш вертолет вылетел за больным… Поэтому я всецело поддерживаю решение губернатора о приобретении двух вертолетов. И даже если бы решили приобрести четыре — того лучше. Одного нам явно недостаточно", — начальник сахалинского МЧС Таймураз Касаев (2013 год).
Приобретением двух новеньких вертолетов МИ-8 Сахалинская область озаботилась еще в 2013 году — винтокрылые аппараты должны были стать залогом транспортной безопасности отдаленных районов области, а также неустанно нести вахту и оказывать помощь в деле спасения населения от болезней и травм. Приобретение сперва вызвало дискуссии в областной думе, потом получило поистине федеральный резонанс.
К двум "дорогостоящим летающим объектам" присовокупился "чуть менее" ценный лимузин марки Mercedes и почти такой же затратный "пиар губернатора". И вот общероссийский народный фронт заявляет об "удивительной расточительности" властей отдаленного региона.
Позже выяснилось, правда, что все в бюджетных деньгах было не столь плачевно, но осадочек остался: в правительстве-таки отказались от "мерина" и даже подумывали избавиться от вертолетов.
Но в итоге все-таки решились на "вертушки".
Шумиха вокруг вертолетов постепенно стихла, и о них вспомнили лишь в 2015 году — когда первая машина "для vip-перелетов" наконец-то прибыла на остров. Корреспондент ИА Sakh.com осмотрел вертолет снаружи и изнутри и пришел к выводу — добротно, но отнюдь не люкс. Не нашли проблем с машинами и областные депутаты, которые пристально рассматривали одно из областных приобретений совсем недавно, в июле. Впрочем, даже вполне обычные с виду вертолеты умудрялись вызывать вопросы журналистов и общественности. Например, как вышло, что одна из машин стояла без дела с прошлого года (вторая — чуть меньше), а правительство в это время тратило деньги на аренду машин. Или для чего минлесхозу, который сейчас управляет вертолетами, понадобились деньги на их доукомплектование.
На все вопросы соответствующие ответственные лица уже дали свои комментарии. Но, думается, новых тем для дискуссий винтокрылые машины еще подкинут. Новый повод — под Южно-Сахалинском горит торфяник. Где вертолеты? Ау!
Еще те цветочки
Год поставки на Сахалин: 2015 год
Стоимость приобретения: 95 (45,6 заплатили, за остальное судятся) миллионов рублей
Текущее состояние: простояв несколько месяцев на улицах города и изрядно натерпевшись от капризной сахалинской погоды, были с позором изгнаны на склад, где и хранятся до сих пор.
Информация о лоте: 150 трехметровых пластиковых тюльпанов-светильников
Авторитетное мнение: "Пластиковые цветы в следующем году пластиковые деревья, пластиковая трава. Это у кого с психикой в правительстве плохо кто такие решения принимает. Едем мы по кочкам, бьем авто о ямы а кругом тюльпаны" — форумчанин Кутинава (орфография и пунктуация автора сохранены).
Желтые тюльпаны, вестники разлуки... Расстаться с ними жителям Южно-Сахалинска и правда пришлось довольно скоро — едва распустившись в августе 2015, уже в октябре они бесследно сгинули после двух разрушительных циклонов. Оставив жителям вопросы, недопонимание, разочарование. Пластиковые трехметровые "луковичные растения", как выяснилось чуть позже, стали итогом большого опроса населения города, который проводился, в том числе, на Sakh.com.
Уже в сентябре тюльпаны покинули привычную трассу в аэропорт и отправились в большое плавание по городским улицам — чтобы в октябре оказаться в эпицентре шторма не столько общественного, сколько природного: циклон, обрушившийся на остров 2 октября, буквально вырвал искусственные растения с насиженных мест. К тому же в процессе экспансии цветов по городу выяснилось, что мэрия и рядовые горожане друг с другом все-таки не договорились. В ответ на волну возмущений и штормовые порывы ветра администрация города признала, что, возможно, тюльпаны были установлены не совсем удачно. Осенью они покинули улицы, и теперь непонятно, вернутся ли они туда когда-нибудь.
Бегство тюльпанов в подполье разогнавшуюся тюльпанокосилку народного "стеба" остановить уже не могло. Выяснилось, например, что цветы куплены за деньги, предназначенные для приобретения автомобилей и спецтехники, что из 150 купленных до городских улиц добралось всего 94, что идея их приобретения родилась спонтанно и никакого обсуждения не проходила. Это и многое другое узнали ревизоры.
Сейчас тюльпаний вопрос в подвешенном состоянии. В Арбитражном суде Сахалинской области рассматривается иск компании "Сити-Имидж" (поставщик) к департаменту городского хозяйства администрации (заказчик) и ответная претензия администрации областного центра к поставщикам "луковичных растений". Ближайшее заседание по делу должно состояться 26 июля.
Добавим, что тюльпаны — лишь вершина того айсберга малых архитектурных форм, тучное тело которого скрыто в мутных водах муниципальных закупок.
P.S. По одной статье с тюльпанами проходит и нашумевшая горка с площади Ленина Южно-Сахалинска, за которую администрация готова была заплатить 7,5 миллиона рублей. Деревянно-стальное сооружение внезапно появилось (в рамках резиденции Деда Мороза, которую чуть было не купили), странно просуществовало (частично не работало почти все каникулы) и скоротечно сгинуло (не простояв до конца зимы).
От редактора.
Меня всегда интересовало (даже не критики ради, а, можно сказать, из чистого любопытства), не жалко ли тем, кто принимает решение о той или иной покупке, тех денег, которые, как оказывается потом, были потрачены впустую. Начали строить развязку на Сахалинской, истратили 20 миллионов рублей, а позже выяснилось, что и не стоило начинать. А деньги-то огромные ушли! Или вот тюльпаны — валяются неизвестно где, а 45 миллионов еще нужно отсудить. Или стела наша многострадальная, на которую без слез не взглянешь: присмотритесь — гранит потрескался, бордюры страшные, и никакими декоративными посадками это не скроешь... Миллионы, десятки миллионов рублей. И ладно жалко — не жалко (не из своего же кармана!), законно ли это? Можно ли просто так разбрасываться, простите за банальность, народными деньгами? Или это такие неизбежные издержки?
И теперь еще большая банальность, ставшая жестокой реальностью: по-прежнему больные сахалинские дети просят деньги на лечение у своих земляков. И это в то время... В общем, вы поняли. А Артему Руцкову, кстати, все еще нужна ваша помощь.
И последнее — про заголовок: он такой же абсурдный, как все эти немыслимые траты.

85 19983 5